четверг, 8 ноября 2012 г.

Велопоход по Тянь-Шаню. ч. 1. 01-02 сентября 2012. Начало.

Серебристый БМВ Х3 остановился возле входа в терминал. Трое вышли оттуда, вытащили из багажника два здоровых плоских предмета в черных чехлах с ручками, два рюкзака странной формы похожей на штаны. Одни из троих сел за руль, пожелал хорошей дороги и уехал. Через две недели все повториться в этом же месте, ровно в обратной последовательности. Четырнадцать дней они будут на высоте от полутора до четырех тысяч метров, без интернета, без электричества, без связи.

Зато с велосипедами, палатками, горелкой и набором для ремонта камер. В небесных горах, как переводиться Тянь-Шань с китайского. Дикая усталость, наборы высот, великолепные пейзажи и бесконечное звездное небо - две недели в горах Киргизии.

Итак, мы с Максом приехали в аэропорт. До вылета еще три часа. На регистрации, как мы и ожидали обнаружился перевес, т.к. вещей достаточно много. Доплатили 3000 руб за 15 кг.

Развесовка была такая: велосипеды 16 (мой) и 29 (Макс), багаж - 11 и 9 (ручная кладь Максима). Максим сложил в велочехол много всего, и поэтому его велосипед весил гораздо больше. Зато он больше ничего не сдавал, все взял в салон. Мы предусмотрительно загрузили фотоаппарат и другие тяжелые вещи в напоясные велосумки, что помогло сэкономить нам пару килограмм на двоих.




Пока ждали самолет, оба обнаружили что свои ходовые футболки оставили на сушке на балконах, каждый на своем. И единственная футболка на две недели - это та, которая на каждом из нас одета. При том, что это х/б. Кажется это может быть проблемой.


Как и в любой ночной перелет, в этот раз выспаться неудалось. Короткие минуты сна между "напитками" - "курицой, рыбой" и "начинаем снижение в Алма-Ате".


Прилетели рано, в 4 по Москве, а здесь было уже 6 утра. Я прошел таможню первый и стоял ждал Макса. Рядом со мной было служебное помещение таможни, с открытой дверью. И, первое мое забавное наблюдение, там висела структура таможни с фотографиями - все в одинаковых костюмах и на одно лицо. Выглядит забавно.


В холле аэропорта встретили Тимура и приступили к сбору велосипедов. 




Несмотря на то, что Тимур прилетел на день раньше и ждал нас уже с такистом, до машины надо было ехать за территорию аэропорта. Поэтому собраться надо было до положения "на ходу". Первая травма не заставила себя долго ждать, когда обрезал хомуты, которыми был скручен велосипед в чехле. Естественно нож соскочил и... в общем несильно, пару капель крови на полу. С почином, как говориться.


Когда собрались, я сходил в камеру хранения узнать какие цены. Мы хотели сдать велочехлы, чтобы не везти их с собой. Хранение стоит 300 тенге в сутки, примерно 70 руб. Пообщались с ребятами и решили что отдадим вещи таксисту, т.к. в любом случае он повезет нас обратно.


Таксист ждал нас на парковке рядом с аэропортом, на Мерседес Вито.




Маршрут наш был следующий: едем из аэропорта Алма-Аты до границы с Киргизией, там пешком переходим границу и садимся на другое такси, которое нас уже должно ждать. Сами таксисты границу предпочитают не переходить, потому что на таможне машину начинают разбирать на запчасти, снимать обшивку - ищут что-нибудь запрещенное. Пока не решишь вопрос с таможенником. Длиться это может очень долго, таможенники свое дело знают. Поэтому таксисты работают парами, один с одной стороны границы, второй - с другой. Стоимость проезда обговаривают сразу за все, уточняя, что надо будет расплачиваться отдельно с каждым. С Казахстанским такистом - в тенге, с Киргизским - в сомах.



Дорога по Казахстану до границы с Киргизией был прямая как стрела, так местные ее и называют. Три месяца здесь не было дождей, степи пересохли и вокруг летало очень много пыли. В левые окна машины мы видели горы, и это придавало нам энтузиазм. Хотя я и Максим первый раз ехали в горы, и где-то глубоко, иногда ненадолго выплывая на поверхность сознания, мелькали мысли о том, "а точно надо?" и "что делать, если...?". Но энтузиазм уверенно побеждал.

Пока мы ехали водителя пару раз остановили, один раз за выключенный свет, и один раз за скорость. При том, что он видел как моргают встречные автомобили, предупреждая его о "засаде". Но скорость не сбросил! Мы попытались понять его мотивы, но он отшутился. Часа за 3-4 доехали до границы с Киргизией. Оставили у него велочехлы, уменьшив вес нашего снаряжения на примерно 900 гр. у каждого.

Границу перешли достаточно быстро, минут за 15. Наш киргизский таксист встречал нас уже на казахской стороне и помог сориентироваться. Велосипеды провели через проезд для автомобилей, очередь на паспортном контроле была небольшая и двигалась достаточно быстро. Дошли до машины и опять начали грузиться. Каждая погрузка, это снять велорюкзак, снять переднее колесо, и все это по отдельности загрузить в машину. Со стороны наша беготня напоминала тетрис - разные фигурки нужно запихать в небольшой объем, а они всё сыпятся и сыпятся. Три велосипеда, три передних колеса, три велобагажника, из которых два, у Максима и Тимура - цельные "велоштаны", а мой из трех частей. И еще скрученные цилиндрами туристические коврики, которые каждый раз приходилось снимать с рюкзаков и класть отдельно.



Номера автомобиля нашего таксиста вызывали у нас смешанные чувства: "В ... АD". И опять начинали всплывать из глубины мысли "Зачем?" и "А может ну его...?", оставляя расходящиеся круги на поверхности сознания. Но все отели уже оплачены, круги разошлись и затихли, и мы едем вперед.

Дальнейший наш маршрут был запланирован такой: едем на машине до долины реки Чонг-Кемин, там собираемся и едем уже своим ходом в сторону перевала Ак-Суу. Однако по моей ошибке все пошло немного по-другому. И может быть к лучшему.

По дороге залили полуторалитровую бутылку бензином для горелки. Заправщики вполне законно не хотели заливать топливо в пластиковую тару, но наш таксист как-то с ними сговорился. Говорил он безумолку всю дорогу, а с ним мы ехали часов 5. Он и нас уболтал. Дорога от границы до реки - обычная скоростная трасса. На велосипеде ехать по ней было бы совсем неинтересно, и при этом опасно. Как там водят машины, такого я нигде не видел. Есть, например, юго-азиатский стиль вождения, когда на дороге тысяча велосипедов, скутеров, мотоциклов, машин и все движутся куда-то, как кажется со стороны полный хаос. Но там спасает то, что в таком скоплении транспорта сложно разогнаться. И это перестает напрягать очень быстро. В Киргизии же, машин немного, и ездят они на максимально возможной скорости. При этом водитель обычно едет ровно по середине дороги. Если нет встречных, то разделительная полоса будет как раз по центру машины. Неважно при этом, какая полоса, прерывистая или сплошная. Если есть встречный транспорт, но по нашей стороне две полосы, то он будет ехать ровно по середине двух полос. Обгоны происходят в любом месте, независимо от видимости, в закрытых поворотах, с выездом на встречку, с двойным обгоном, на скоростях не менее 100 км/ч. Было неуютно в такие моменты, пытались отвлечься рассматривая в окно горные хребты.

На подъезде к р. Чонг-Кемин, я изучая карты, ошибся в повороте. Таксист тоже не знал куда надо ехать, поэтому пришлось смотреть карты мне. И таким образом вместо реки Чонг-Кемин, мы свернули к реке Кичи-Кемин. Пока ехали вдоль реки вверх в сторону предполагаемого перевала, я пытался найти привязку местности к карте. Иногда мне казалось, что у меня получается и я убеждался, что мы едем в нужном направлении. Но как стало понятно позже - это было не так. Доехали до поселка Актюз. Последние несколько километров дорога была каменисто-гравийной и мы все сильно удивлялись тому, что таксист совсем не бережет свою машину. Мало того, что он не остановился и не сказал "дальше не поеду". Хотя мог бы, т.к. договоренности о таком глубоком забросе в горы не было. И мы уже, движимые энтузиазмом и видом гор вокруг высказывали пожелание останавливаться и выходить. Так он еще и гнал так быстро, как только позволяли рельеф и повороты.




Когда доехали до Актюза (высота 2100 м), вышли, сориентировались на местности, и стало понятно, заехали не в то ущелье. Поговорили с местными - рядом есть два перевала, один вверх по течению, один - вниз. Решили - остаемся здесь, собираемся и едем вверх. Перейдем перевал, как раз окажемся в нужном ущелье реки Чонг-Кемин.
Вот и визитка нашего таксиста:



Когда собрали байки тронулись, оказалось что в гору ехать очень тяжело. Как-то мы этого не ожидали. Еле-еле проехали метро 500, хотя Тимур как более подготовленный умотал за пределы видимости. В это время нас нагнала грузовая попутка, водитель предложил нас подвезти. Мы с Максом конечно же согласились. 



По пути нагнали Тимура: 
- халявщики! - сказал он и забрался в кузов.С подброской проехали километров 5. Дальше водитель сказал, что дороги нет и он не едет. После длинных обусждений с ним и с еще парой человек из местных, выяснили, что верхний перевал для нас недоступен, т.к. даже на лошади туда целый день забираться. Много камней. А вот через нижний можно пройти - там ездит сельхозтехника, так что на велосипедах можно будет проехать. Так и решили. Развернулись в обратную сторону.

С горки катиться одно удовольствие. 30-40 км/ч набирается моментально, стоит только на секунду отпустить тормоза. Время было уже к вечеру, и мы решили, что проедем Актюз в обратную сторону и будем искать место для лагеря. Подальше от населенных пунктов.



3 комментария:

  1. Тааааак!!!!!!Значит палец порезал, а мне не сказал!!!!!ВСЁ! Больше никуда не отпущу!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Нервы твои бережёт. Заботится!

    ОтветитьУдалить
  3. Ромка, Ромка, маленький мужик с таким же мелким членом. Ты не сильно изменился, только пузо стало дряблым, что видно на фото. А в целом молодец. Правильно говорят маленькая собачка до старости щенок))

    ОтветитьУдалить