четверг, 8 ноября 2012 г.

Велопоход по Тянь-Шаню. ч. 2. 03-04 сентября 2012 г. Первый перевал и ночные кошмары.

Ванная комната. В пустую металлическую ванну с сильным напором падает струя воды из крана. Из-за этого очень шумно. Разговаривать приходиться на повышенных тонах, иначе не слышно.




Примерно так прошла наша первая ночёвка возле горной реки. Вокруг очень красиво, рядом горы, речка. Но шум такой, что спать невозможно. Спали урывками, часа по 2 или меньше. Когда просыпаешься, кажется что на улице идет ливень. Хотя потом понимаешь, что по палатке не барабанят капли, и этот звук - шум горной речки.



Кое-как проснулись. Пока готовился завтрак, первым делом наш походный главврач, выдал нам утреннюю норму витаминов и таблеток.



Впрочем, это была и дневная и вечерняя норма. 3 раза в день. Есть таблетки "от головы", "от носа", и наши были - "от гор".

Завтракали сегодня многозлаковой кашей с сухофруктами, хлебом и чаем с печеньем. Впрочем и все остальные дни, когда мы были в горах на завтрак было тоже самое меню.



Итак, настало время представить участников экспедиции. Я взял фотоаппарат и сделал пару снимков каждого, чтобы запомнить, какими мы были "до". Вдруг изменимся, приедем бородатыми дядьками, как настоящие геологи!

Это я. Рома. Идейный вдохновитель и организатор экспедиции. Автор отчета, фотокор, повар (по необходимости, а не по призванию).



Максим. Главврач экспедиции, фармацевт, психолог замкнутых коллективов. Автор видео с жестким двадцатиминутным спуском.



Тимур. Наш Питерский товарищ, главный механик, эксперт по велосипедам, грузоперевозкам, и самый физически подготовленный участник экспедиции.



Сегодня первый, по настоящему полноценный, ходовой день. Энтузиазма - через край. Первая ночь прошла неплохо. Впереди только горы!
Поехали!

Двигаемся вниз, в сторону перевала Кашкажол. Он расположен между деревней Ильичевское (имени Ильича) и пос. Новороссийка. Доехав до деревни Ильичевка часто останавливаемся чтобы спросить дорогу. Каждый раз слышим разные ответы. Направление примерно одно, но детали все время разные. Даже, если спрашиваем у группы местных аксакалов, то слышим одновременно несколько разных версий. В итоге самый старший из них всех остальных останавливает и объясняет свой вариант. Помогает то, что через этот перевал ездит сельхозтехника. Наверху, как мы потом увидели, поля, где что-то выращивают и косят.

Это был наш первый серьезный подъем. В гору шли пешком, велосипеды катили рядом. Еще не сильно высоко, поэтому просто сильно устали. Дорога из-за жары, засухи очень пыльная, разбита тракторами. Слой пыли толщиной около 5-10 см. Нога в ней утопает. Пыль проникает везде, как вода, затекает в сандалии, липнет к одежде, к велосипеду. Очень мешает, приходится постоянно обстукивать обувь.

Поднялись с 1500 до 1900 метров. По пути узнали как изменчива погода в горах. Буквально за 10 минут тучи сгустились, пошел дождь. Но пока одевали куртки и укрывали рюкзаки - дождь закончился и выглянуло солнце. Как будто ничего и не было.




Поднявшись на перевал увидели большое холмистое плато, с квадратами полей. Здесь уже можно было сесть на байк, а не тащить его рядом.



Вдали виден хребет Терскей-Алатоо. Через него нам еще предстоит перейти. Но если мы так устали на 400 м подъема, то что будет когда надо будет подняться на 2 км?

Пока решили перекусить. Костер не разводили, пообедали в сухомятку. Заели все полагающейся нам горстью витаминов и неспеша двинулись дальше. Надо все-таки спуститься к Новороссийке и дойти до реки Чонг-Кемин, чтобы подниматься на перевал Ак-Суу.





Зубодробительный спуск к Новоросийке. Около получаса плохо управляемого спуска по каменистой дороге. Большая часть веса на байках была на багажниках, т.к. там висел рюкзак. Поэтому на повороты руля велосипед практически не слушался, только пытался уйти в занос. При движении на скорости выше 20 км/ч бесполезно пытаться куда-то выруливать, несешься по прямой.

Единственная возможность маневрировать - это наклон из стороны в сторону вместе с байком. Быстро это сделать не получается, поэтому камни уже перестаешь объезжать. Вся надежда на только на "крепость рук, На руки друга и вбитый крюк". На крепость рук, инерцию и прочность велосипеда. Едешь все время на тормозах. При попытке их отпустить - 50-60 км/ч. На такой дороге это страшно. Через 10 минут руки от постоянного напряжения начинают дубеть, V-brake требуют сильного напряжения для эффективного торможения.

Показалась Новороссийка.


В поселке зашли в магазин, пополнили запасы колбасы, печенья и айрана. Начался длинный и тяжелый "тягун". Хотя поначалу ехали по асфальтовой дороге, но скорость все равно была низкая, 8-10 км/ч. Когда асфальт закончился, то выше 5-6 км/ч скорость не поднималась. Плавный, тягучий подъем по долине реки Чонг-Кемин. Часам к 4-5 дня сил уже не оставалось. Едем исключительно на самой низкой передаче, и все равно приходится останавливаться каждые метров 400-500. Скорость падает до 4-5 км/ч. Практически на пределе, медленнее уже надо идти пешком.
Тимур выносливее нас с Максимом, он постоянно едет где-то впереди, время от времени пропадая за очередным поворотом.
Двигаемся короткими перебежками. Солнце клониться к закату, начинает темнеть. Тимур уже уехал так далеко, что мы перестали его видеть даже изредка. Сил уже нет давно, хочется остановиться, поужинать и спать. Ноги начинают подгибаться.

Едем в темноте, включили фонари. Непонятно откуда берутся силы. Приходится много пить. Хотя хочется есть. Останавливаемся часто, метров через 200. Часто переходим на пешее движение. За это день проехали 45 км, по высоте набрали 400 метров до перевала и метров 250-300 до ночевки.

Ферма, на местном - кошара (это там где овцы живут). Стоит небольшой домик, в нем горит свет. Максим пошел к хозяину узнать, где здесь можно поставить палатку. Хозяин предлагает нам остановиться у него в вагончике (старый строительный вагончик), который стоит рядом с домом. Но есть проблема в том, что Тимур где-то впереди, и мы не знаем где. Выходим обратно на дорогу и сигналим фонарем, оказалось, что он был в полутора километрах от нас и сигналит нам в ответ. Через 20 минут - мы втроем уже заселяемся в вагончик. И несмотря на то, что на улице прохладно, не выше 15 градусов, в вагончике достаточно тепло. Недалеко от сюда можно набрать воды в речке, как подсказал нам хозяин. Макс с Тимуром приносят канистру и ведро с водой, я в это время развожу горелку. Ноги не держат. Хочется упасть, руки дрожат. Для первого дня - слишком резкое начало. Да и высота уже 1800, и это чувствуется. Одышка.




С горелкой что-то не получается, пламя явно не такое сильное как должно быть, но в чем дело - непонятно. Это первый опыт ее использования. Как потом выясним, надо было прочистить форсунку специальной иглой, которая входит в набор. Но пока я до этого не догадался, пытаемся вскипятить воду для каши и чая. Из-за маленького пламени кашу мы кипятили где-то полчаса, а чай сделали в очень теплой но, не кипящей воде. Устали ждать, очень хотелось спать. Но самое интересное этой ночью только начиналось.

Около 10 легли. Как выяснилось часа в два ночи - никто еще и не спал. Я понимаю  что меня колотит, дрожь такая сильная, как будто я заболел гриппом. Выпил еще таблетку витамина С, съел пару долек гематогена, одел термобелье. Часам к трем дрожь прошла и я заснул. Спал урывками, часто просыпаясь, снились дурацкие сны. Как потом утром выяснилось, никто из нас толком и не выспался, все спали понемногу, снились какие-то кошмары. Переутомление первого дня дало о себе знать по-полной. Проснувшись, мы были усталые и разбитые. Утром горелку еще не починили, так что кашу и чай делали на теплой, не кипящей воде. Да еще приходилось и куриц отгонять, которые увидев воду в котелке пытались ее пить.



А вот этим местные жители топят печки. На этом пекут вкусные лепешки. В загоне для животных скапливается слоями навоз, высыхает. Его разбивают на куски, сушат в таких пирамидках и готово топливо.




Опять продолжается тягун.




Организм кажется адаптировался к высоте 2000 м над уровнем моря. Вчерашней одышки нет. Хотя идти по прежнему тяжело, сказывается увеличившийся угол наклона. Теперь наше движение выглядит так: 100 м толкаешь велосипед в гору, пару минут стоишь, отдыхаешь. Скорость передвижения весьма небольшая.

Долина Чонг-Кемин очень живописная. Иногда встречаются стада коров, отары овец, табуны лошадей. За день можно встретить двух-трех человек. Это пастухи. Здороваемся, они с удивлением смотрят вслед, сидя на лошадях.





В районе обеда остановились около юрты.
- Здравствуйте,
- Здравствуйте,
- не найдется ли у вас чая или кумыса?
- кумыса нет, но вы проходите, есть айрак,

Заходим в юрту, на пороге снимаем обувь. Только сели за стол, тут же на столе возникает чай, варенье из горных ягод, айрык (простокваша), сметана и лепешки. Сметана настолько густая и жирная, что ложка в ней не только стоит, но еще и с трудом втыкается. Уминаем все подряд, проголодались как следует. Рассказываем куда идем, расспрашиваем хозяина про жизнь.
В юрте тепло, после жирной еды и чая тянет поспать. Но, надо двигаться вперёд. Нас ждет наш "тягун". Оставляем хозяину 200 сом (140 руб). Продолжаем экспедицию.



Через час пересекли ручей, решили устроить душ-стирку. Несмотря на то, что вода ледяная, солнце пригревает и вполне комфортно можно помыться. Минут 20-30 после отдыхаем, хорошо подремать под теплым солнышком.



Едем дальше. Вверх. Ближе к концу дня нас обгоняет "буханка" МЧС. Проезжает метров на 500 дальше нас до какого-то шлагбаума и останавливается. Мы успеваем ее догнать. Оказывается это едут две девушки туристки из Германии, с ними переводчица из местных и водитель. Едут они в нашем направлении, до высокогорного озера Джасыль-Кёль. Это на пару километров дальше от нашего маршрута в районе поворота на перевал Ак-Суу. Собираются пробыть там четыре дня. Мы прикинули, что догоним их на этом озере через пару дней.
Шлагбаум обозначал въезд в природный парк. Там с нас взяли по 50 сом и записали в журнал.

Дорога становиться все хуже, просто гравийка превращается в булыжниковую, чаще идем, чем едем. Постоянный подъем время от времени меняется на короткий спуск. Только тогда и можно садиться на велосипед. Хотя разогнаться не получается - камни. Все время приходиться притормаживать.

Место для лагеря нашли немного выше и в стороне от дороги в расщелине. Рядом небольшой ручей и почти нет ветра. Высота над уровнем моря 2500 м. Пробег за день - 30 км, набор высоты около 700 метров. Из них метров 200 за счет спусков и подъемов.



Содержание

Комментариев нет:

Отправить комментарий