С выбранным местом для лагеря нам повезло, было достаточно тихо, ручей который тек рядом небольшой и почти не шумел. Смогли более-менее выспаться, первый раз с начала похода. Встали рано, часов в 8.
Уклон дороги становиться все больше. Сплошные тягуны. Идешь 20-50 шагов, 1-2 минуты отдыхаешь. Постоянный набор высоты, неуклонно приближаемся к 3000. Опять появилась одышка. Очень тяжело двигаться. Иногда подъемы сменяются спусками. Сомнительное удовольствие, на 1-2- минуты. Особенно зная, что все те метры, которые спускался - придется опять набирать. Так что удовольствия они не доставляют.
Вокруг красота. Огромные пространства долины реки Чонг-Кемин.
Время от времени встречаем табуны лошадей, или отары овец. И пастуха на коне.
Впереди видны снежники, правее которых находится наш перевал Ак-Суу.
Уклон дороги становиться все больше. Сплошные тягуны. Идешь 20-50 шагов, 1-2 минуты отдыхаешь. Постоянный набор высоты, неуклонно приближаемся к 3000. Опять появилась одышка. Очень тяжело двигаться. Иногда подъемы сменяются спусками. Сомнительное удовольствие, на 1-2- минуты. Особенно зная, что все те метры, которые спускался - придется опять набирать. Так что удовольствия они не доставляют.
Вокруг красота. Огромные пространства долины реки Чонг-Кемин.
Время от времени встречаем табуны лошадей, или отары овец. И пастуха на коне.
Впереди видны снежники, правее которых находится наш перевал Ак-Суу.
К обеду у всех нас по-отдельности возникает общее решение, которое изменит наш поход. Мы все больше и больше начинаем понимать, что перевал с ледником мы вряд ли сможем пройти.
Примерно к этому времени мы подходим к одной из юрт, которых мы встречаем по несколько в день. В юртах живут пастухи той живности, которая пасется в долине. На зиму юрты собирают и увозят. Те обитатели юрт, с кем мы разговаривали, живут в деревнях в начале долины. И в середине сентября они планируют уезжать. Сезон выпаса закончился.
Хозяин юрты приглашает нас зайти. В юрте тепло, особенно после холодного ветра снаружи. Пьем чай, едим варенье из горных ягод, айран и жирную сметану с лепешками. В юрту пришел еще и пастух. Разговаривает он значительно хуже, и даже сапоги не снял. Как сказал хозяин юрты: "горный человек".
Рассказали ему куда мы едем. И к нашему радостному удивлению он сообщает, что прямо отсюда, от юрты, идет дорога на другой перевал в сторону Иссык-Куля. Он немного ниже чем Ак-Суу, но главное, на нем есть дорога. Когда-то, лет 20 назад, дорогу делал тогдашний президент Киргизии Акаев. По его словам, часа через три мы будем на перевале. 18 км пути. И если присмотреться, то прямо от юрты видна арка, установленная на самом перевале.
После короткого обсуждения мы единогласно решаем не идти на Ак-Суу, а двигаться в сторону ближайшего перевала Кок-Айрык, вдоль реки Орто-Кой-Суу.
Это было важное решение, как потом стало понятно. Учитывая с каким трудом мы перешли этот перевал, трудно предположить, что было бы на Ак-Суу. Ведь там еще и ледник, большая высота, отсутствие хоть-какой-то дороги, сыпуны.
Собираемся на подъем, одеваемся по зимнему, на высоте теплее не будет. Да и погода пасмурная, солнца нет. пронизывающий ветер.
Если до этого идти было тяжело, то теперь уклон стал значительно больше. И вот теперь идти становиться просто невозможно. Если бы мы были без велосипедов, то медленно и верно можно двигаться. Но толкая рядом с собой велосипед устаешь гораздо быстрее. Примерно сразу, как только начинаешь идти.
На перевал действительно идет дорога. Конечно не асфальтированная, а просто выровненная поверхность из мелких и крупных камней, земли, шириной в автомобильную колею. В некоторых местах разрушенная и прегражденная обвалами.
Ближе к вечеру понимаем, что вода кончилась. Река, вдоль которой идем, находится далеко внизу в ущелье, и нам туда не спуститься. И уж точно оттуда не выбраться. Хотя на карте - это рядом, буквально 50-100 м.
Допиваем остатки воды из всех емкостей. Солнце вот-вот начнет прятаться за горы. Как только это произойдет, температура резко понизиться. От усталости идем очень медленно, всматриваясь в горы и ища ручей. Проходим за час метров 500. Последний ручей, который прошли был пару часов назад. По карте, впереди должен быть еще один. Но сколько до него непонятно. В горле пересохло, хочется есть, и упасть от усталости. Двигаться очень сложно, одолевает одышка. Сказывается разреженный горный воздух. Видимо из-за этого, очень хорошая видимость вокруг. Все очень четкое, резкое, даже на больших расстояниях.
Короткое обсуждение: спуститься к реке - практически нереально, вернуться обратно к последнему ручью - не хочется терять с таким трудом набранные метры высоты, идти пока не встретим воду - так и решили. Ставить лагерь "на сухую" не будем, т.к. без горячего чая и с голодным желудком вряд ли сможем переночевать. Да и ровного места под палатки нет: дорога вырублена в склоне горы.
Идем, еле передвигая ноги. Сердце стучит, надрывается. Хочется вдохнуть побольше, но не получается.
Тук-тук,
тук-тук,
тук-тук.
5-10-20 шагов.
Все, больше идти невозможно. Пару минут надо постоять, отдышаться. Сердце немного успокаивает свой ритм.
Еще 20 шагов, и опять остановка. падаю на руль головой, вдох, выдох, вдох, выдох...
Очень хочется пить.
тук,
тук,
тук...
Солнце уже близко к закату, сейчас начнет холодать. Воды нет.
И наконец-то, долгожданный ручей.
Набираем воду из ручья и прямо там пьем. К нашей удаче, метров в двухстах есть неплохая полянка, где можно будет поставить палатку.
Растительность уже весьма скудная, дров естественно нет. Достаю горелку и бензин. Темнеет, становиться холодно. Ниже нуля. Пошел снег.
По быстрому сделали кашу и чай. Ужинали уже в палатках. Высота 3200. Мы не знали, что главные трудности еще впереди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий