суббота, 10 ноября 2012 г.

Велопоход по Тянь-Шаню. ч. 4. 06 сентября 2012 г. Перевал 3900м!

Ночь была непростая. От усталости спали плохо. У Максима крутило ноги, он уснул только под утро. Я спал периодически, часа по 1,5-2. К утру у меня опухли веки, и я стал похож на киргиза. Горная болезнь. Вместо долгожданной утренней бодрости, утром не чувствуешь себя отдохнувшим и выспавшимся.

Палатка снаружи покрыта льдом. Солнце уже встало из-за горизонта, но до нашей поляны его лучи еще не добрались. Видно как по противоположному склону ущелья не спеша ползет в  нашу сторону граница между тенью и светом.

Еще минут сорок-час мы не почувствуем тепла от утреннего солнца. Палатка снаружи вся покрыта льдом. Ночью была отрицательная температура, и еще не прогрелось. Не хочется вылезать из спальника на холод.

Наша кухня:

Горелка и котелок обложены камнями, чтобы защитить тепло от сильного холодного ветра. Очень не хватало крышки на котел. Из-за этого теряем много тепла, и вода закипает очень долго. Пользовались плоскими камнями и другими подручными средствами.

Сориентировались по карте, используя привязку к ближайщему ручью. Оказывается до перевала около двух километров по прямой. Посмотрим...

Пока завтракали и собирались солнце дошло до нас, пришлось часть теплой одежды укладывать обратно. Но холодный ветер все равно не дает раздеться по летнему, как внизу, в долине.

Дорога идет серпантином, под ногами сплошные камни.

В некоторых местах серпантин пронизан обвалами камней. Боковой уклон в этих местах 100%. Идем медленно, перетаскивая велосипед с рюкзаком по камням. Опять одышка, дышать трудно.
10-20 шагов,
сердце постепенно успокаивается,
биение немного уменьшается.

надо двигаться дальше.
Воздух такой прозрачный, все аж звенит в глазах. Очень резкое солнце. Без защитных очков смотреть невозможно.
Время тянется бесконечно,
шаг,
тук-тук,
тук-тук-тук,
остановка.

Прошли несколько витков серпантина. Сил нет совсем. Перевала еще не видно. Но с дорогой уже что-то не так. Обвалом камней часть дороги разрушило так, что перебраться через него не получиться. Возвращаюсь обратно, есть неплохой подъемчик между витками серпантина. Уклон подъема от 70 до 120%. Но крепкий, можно карабкаться. Подъем метров на 100. Снимаю рюкзак с велосипеда, и одеваю на плечи, велосипед оставляю.
Поднялся, пошел вниз за велосипедом. Байк тащить в подъем тяжелее, чем рюкзак. Двигаюсь так: руками подтягиваю велосипед вверх, зажимаю тормоза, подтягиваюсь сам к нему вверх на полшага. Практически каждое перемещение велосипеда - это рывок, необходимо переваливать его через камни. Каждый рывок, хотя и небольшой, вызывает дикую усталость и одышку. На такой высоте надо двигаться только плавно, медленно и равномерно. После каждого шага приходится останавливаться отдыхать. По ощущениям, скорость не более 100-150 метров в час.

Когда поднялся, увидел Тимура, который оказывается перелез через обвал и шел по серпантину. Его путь поэтому был длиннее. И хотя он шел с сильным отрывом, за счет подъема я смог почти его нагнать.

Максим после бессонной ночи выглядит не очень. Я периодически наблюдаю его на предыдущем витке серпантина.

В один момент Макс начинает разбирать рюкзак. Как потом он рассказал, зачем он это начал делать - непонятно. От усталости голова уже не соображала. В аптечке, которую он вез, влажно и пахнет лекарствами. Оказывается часть пузырьков не выдержала низкого давления в горах и потекла. Макс выкинул испорченные лекарства, собрал рюкзак обратно и продолжил путь.

Тишина. С погодой нам повезло. И везло всю дорогу. В горах мы были готовы к худшему. Сильный ветер, снег с дождем, отрицательные температуры.
А пока светит солнце, ветра почти нет. Слышно как на склонах похрустывают падающие время от времени камни.

Перевал уже виден, хотя идти до него далеко, несколько витков серпантина. И опять двигаемся по 10-20 шагов, дышится легко, но невозможно надышаться.
Тук-тук-тук. Остановка. Шаг-два-три-.... Остановка.

Незадолго до перевала начинается снежник. В этом месте снег полностью не тает даже летним днем. Хотя из под него сочиться вода и камни мокрые. Здесь начинается река, вдоль которой мы шли.
Шаг-второй-остановка,
10-20 шагов,
сердце трещит,
остановка,
голову на руль, тормоза зажаты,
пару минут отдых,
и снова, шаг-другой-...

Перевал! Дошли!
И вот эта арка, которую мы видели от юрты.

Смотрю назад и трудно поверить, что мы это все преодолели.

Если присмотреться, от перевала далеко внизу видна юрта, в которой еще день назад мы пили чай с вареньем и лепешками.
Высота 3900 метров.

Вокруг снежные вершины.

Это был очень сложный подъем. Силы закончились еще утром. Шли только на энтузиазме и на необходимости все-таки вернуться.
Нос и лоб обгорели, от очков светлые круги на глазах. Солнце очень жесткое, смотреть на светлые камни или снег без очков невозможно, режет глаза.
На перевале отдохнули, пофотографировались. Думали прямо там попить чаю, но потом решили спускаться, т.к. воды с собой мало, дело идет к вечеру. А ночевать сегодня мы хотели на Иссык-Куле.
Дорога в сторону Иссык-Куля от перевала была достаточно ровной. Мы обрадовались, наконец-то воспользуемся велосипедом по прямому назначению. Но радость спуска была недолгой.

Чуть отъехав от высшей точки, дорога превратилась в почти такую же, как та по которой мы забирались. Укатанные камни разного размера. Постоянно трясет по неровностям, руки на тормозах, и балансируешь чтобы не уйти в занос. Но это не самое страшное.

Хуже было то, что время от времени дорога была засыпана обвалами. Причем не такими, как обвалы со стороны подъема. Там, со стороны подъема, были камни, до полуметра в диаметре, а по большей части не более 20-30 см. По которым хоть и сложно, но можно катить велосипед. А с этой стороны, видимо другая порода, обвалы состояли из гранитных глыб размером от 20 см до нескольких метров.

И катить байк не получалось, можно было его только переносить между камнями. При этом надо было еще и найти куда самому поставить ногу и не упасть.

Такие обвалы на спуске встречались часто, несколько десятков. 200-300 метров трясешься по камням, потом "переносишь" себя и велосипед с багажом через камни, и так пару часов. На одном из таких участков Макс порезал покрышку. Видимо, ее зажало между двумя камнями тяжестью рюкзака. Порез был прямо на боковине - самая мягкая часть покрышки. Что любопытно, что прокола в камере мы так и не нашли, хотя на всякий случая заменили. Покрышку заклеили изнутри латкой.

Спустившись на 1000-1500 метров, около речки устроили привал с обедом.

Снежники остались позади, впереди показался Иссык-Куль. Ехать нам оставалось еще часов пять. Наконец-то обвалы закончились, и дорога стала немного лучше. В этом месте уже были следы автомобилей. Начали попадаться то табуны лошадей, то отары овец.

Солнце начало заходить, а до озера еще далеко. Единственное что радовало - не надо крутить педали. Спуск продолжался.
Дорога стала пыльная, причем пыль мелкая, толстым слоем обтекала камни. Из-за этого велосипед заносило на камнях, которые были скрыты под слоем пыли. Пару раз велосипед вылетал из под меня в сторону, правда я удачно падал без травм. Как потом выяснили при осмотре моего байка, передние колодки я стер почти в ноль. Задние больше чем наполовину.
Последние часа полтора-два ехали с фонарями на руле. До дороги, идущей вокруг озера доехали ближе к девяти вечера. Нам оставалось минут 20 до деревни Чон-Сары-Ой. Хоть расстояние там и небольшое, но ехать пришлось по неудобной обочине, т.к. по асфальту летели грузовые и легковые автомобили на дикой скорости, а освещения на дороги не было. И было страшно, что кто-нибудь из них может нас не заметить. Несмотря на то, что у нас были и задние фонари, и светоотражающие элементы на экипировке.

Остановились в старом пансионате, сохранившимся с советских времен. Он весь состоял из небольших домиков. В один из таких домиков нас и поселили. В нагрузку хозяйка, а там, видимо, у каждого домика были разные хозяева - нюансы местной приватизации, дала нам ключ от соседнего номера в домике, чтобы мы могли поставить велосипеды. Байки наши жили в отдельном номере на берегу Иссык-Куля.

Обедали в этот день мы всухомятку, если не считать чая. Так что были голодные и часам к 10 пошли в поужинать. Кафе "У Сони". После наших завтраков и ужинов с крупой, местная кухня - шорпа, лагман, манты - была превосходная. Хотя она в любом случае очень вкусная. Выпили по 15 чашек чая. Он прекрасно помогает усваивать местную жирную пищу. Ужин на троих нам обошелся в 800 руб.