среда, 14 ноября 2012 г.

Велопоход по Тянь-Шаню. ч. 8. 10 сентября 2012 г. Самый тяжелый подъем.

В этот раз спалось лучше, чем раньше, несмотря на высоту. Видимо организм все больше адаптируется к нехватке кислорода.

Как обычно позавтракали многозлаковой кашей с сухофруктами. Здесь от нее уже воротит, хотя дома ем такую не первый год подряд, каждое утро в рабочие дни. Съедаем не много, аппетита нет. Как впрочем и в обед и в ужин. Баланс энергии явно отрицательный, тратим больше, чем съедаем. Хорошо идет только чай с печеньками. За весь поход я похудел на 5 кг.
Собрались выходить. Понятно, что дорога будет тяжелой, в этом сомнений не было. Но что настолько тяжелой... Для меня это был самый трудный подъем за весь поход.

Ну обо все по порядку. В этот перевал идет не дорога, как в прошлый раз. А пешая или конная тропа. Здесь практически нет ровных участков, без камней по котором можно было бы хотя бы вкатывать велосипед в гору. По таким камням его можно перемещать только рывками, с камня на камень.

Но, на этой высоте любое резкое движение сопровождалось моментально в возникающей одышкой. А резкий рывок велосипеда с багажником и рюкзаком, общим весом около 40 кг - ну вы понимаете.

Дополнительно, наше перемещение затрудняла растительность. Очень похожая на кипарисы, только в виде кустов. Ветки у них жесткие и очень корявые, с большим количеством маленьких веточек и сучков. Ширина тропы была как раз для одного пешехода. Поэтому велорюкзак который по ширине почти полметра, постоянно цеплялся за эти кусты. Я свой в результате протер в нескольких местах, об кусты и камни. Именно на этой тропе. Также и самому необходимо было находится где-то рядом с велосипедом, поэтому ширины тропы постоянно не хватало. И ветви цеплялись за багажник, за велосипед, за ноги, за педали.

В общем этот подъем был труден по многим причинам. Не считая самого подъема в гору.  Наклон временами достигал 100%.

Чем дальше в гору, тем более каменистой была дорога. Утром со свежими силами еще удавалось идти 40-50 шагов по относительно ровным участкам тропы, с перерывом на отдых 1-2 минуты. Зато после обеда силы уже закончились и я передвигался уже по 2-3 шага, иногда по одному. Каждый такой шаг сопровождался рывком велосипеда с камня на камень, одышкой. Приходилось после этого ждать пока сердце немного успокаивалось. Дышал во все легкие, но надышаться не получалось.

Уклон увеличился и достигал уже 50%-100%.
По дороге встретили несколько туристических групп идущих с перевала навстречу. В основном иностранцы, с Германии, Нидерландов. Некоторые из них шли с проводниками из местных. Любопытно, что немец тащил небольшой рюкзак на спине (с таким обычно ходят на один день), а киргиз который шел с ним нес огромный рюкзак. Как он рассказал, этот немец уже в начале похода вспомнил, что забыл палатку. Поэтому его проводник возвращался за палаткой, и с того момента и нес ее, вместе со своей.
Проводники бегали по горам с нереальной для нас скоростью. Обычно и шли они немного впереди своего подопечного туриста. Один из проводников, которого мы встретили первым, молодой парень, решил нам помочь, видимо от скуки, - немца своего ждать еще долго. И по-очереди закатил наши велосипеды вверх метров на 100. Мой и Максима. Я не успевал за ним идти пешком налегке, с такой скоростью, почти бегом, он вкатывал мой байк с рюкзаком в гору.

Высота растет, растительности все меньше. Это упрощает наше движение, хотя сил уже нет и подъем становится все круче и круче. Камни под ногами - какой-то сланец, все плоские, длинные, видна их слоистая структура.
Перевал уже виден, впереди последний рывок. Осталось набрать еще метров 200. Уклон почти 100%.
Надо идти, с трудом соображаю, как я двигаюсь. Организм сопротивляется делать вообще любое движение. Еле переставляю ноги, по 1-2 шага. Зажимаю тормоза, подтягиваюсь на руках и ногах, хватаю воздух ртом, толкаю велосипед вперед. И еще, еще, еще. Тянется бесконечно.
Когда нет больших камней, получается пройти шагов пять-десять. Но потом приходится расплачиваться за это парой минут хватания ртом кислорода.

Тимур, который по традиции поднялся первый спускается в мой сторону. Это мне очень помогло, я уже пытался падать на землю. Он взял у меня велосипед, я одел на себя рюкзак. И медленно пошел вверх. Хоть как-то можно двигать ногами. Плечи болят, велорюкзак неудобный для переноски. Перевал приближается очень медленно. Тимур с велосипедом чуть позади меня.

Наконец-то дошел.

Минут пять просто приходил в себя. Не помню, как Тимур привез мой велосипед. На перевале сложена пирамида из камней. О том, что там должна быть записка, напрочь забыл. Просто положил еще один камень на неё.

Макс включил GPS - высота 3786 метров.

Отдохнули, пора двигаться дальше. Необходимо до темна найти место для лагеря.

Вниз на другой стороне перевала сплошная сыпуха. Слоистый камень, из которого здесь состоят горы хорошо ломается и крошиться. И спуск весь покрыт мелкими обломками, как песок. Но все сухое, и когда наступаешь на него - нога вместе с частью камней сползает вниз. Идти приходится аккуратно, спуск достаточно крутой, местами 100% и все время норовишь сползти ниже. Помогает велосипед, который увязает в этой сыпухе и можно на него опираться. Тропы как таковой нет, идти можно по всей поверхности горы. Двигаемся серпантином, вправо-влево, чтобы сгладить крутизну.

За час спустились на 400 метров. Голые камни уже закончились, началась трава. Хотя кустарников и деревьев нет. Но нашли отличную почти ровную полянку, где и разбили лагерь. Готовим опять на горелке. После захода солнца стало очень холодно. Облачности нет, тепло быстро уходит. Да и сама полянка окружена горами со всех сторон, не прогревается за день.
Звездное небо, такого я еще не видел, - бесконечное. Миллиарды звезд. Чем больше всматриваешься  чем больше в него погружаешься. Сложно оторваться от этой бесконечности. только холод выводит из транса.
Хорошую штуку придумали - в велобутылку заливаем кипяток, можно с чаем, и кладем в спальник. В самом начале помогает набрать тепло, когда спальник еще не прогрелся, и потом греет часа два. Ноги мажем мазью (доктор Тайс кажется), которая приятно согревает мышцы, и вроде как их восстанавливает.
Как и обычно, на такой высоте спалось не очень. Я спал часа два вечером и под утро. Среди ночи слушал, как кто-то что-то грыз снаружи от ближнего ко мне края палатки. Видимо мыши ужинали.