четверг, 15 ноября 2012 г.

Велопоход по Тянь-Шаню. ч. 9. 11 сентября 2012. Ущелье и курорт Джеты-Огуз

Проснулись с восходом солнца. На поляне были уже не одни - недалеко от нас паслись несколько лошадей.

Макс набрал букет свежей травы и пошел к ним знакомиться.

Лошади были не пугливые, но трава их не вдохновила. Спуск по ущелью был красивый, видны снежные вершины, сама долина была более зеленая, чем предыдущая.

Большую часть спуска шли пешком. Опять камни, цепкие кустарники и крутые склоны.

Метров 400-500 прошли пешком, руки постоянно на тормозах, держу велосипед чтобы не уехал. В сочетании с прохладным воздухом мышцы начинает сводить, руки деревенеют. Пробираться при этом сквозь кусты еще сложнее.
Спустившись ниже, начали встречаться стада коров, табуны лошадей, которые паслись в долине.

Перешли вброд несколько речек и ручьев. Выше, где речки еще не были полноводными и скорее могли называться ручьями, были заболоченные участки. Идти по ним пешком не хотелось, пытались проехать на скорости, велосипед увязал, приходилось вставать ногами в мокрую глину и ноги были грязные по колено. Грязь наматывалась на колеса так, что они просто переставали крутиться.

В долине то с одной, то с другой стороны слышался свист сусликов. Ущелье становилось еще красивее, оно то сужалось, то расширялось. С двух сторон появлялись хвойные склоны.
Реки стали полноводными, появилась более-менее нормальная тропа, по которой можно было ехать почти все время. Иногда тропа пересекала реку не поперек, а вдоль, на протяжении 10-20 метров. Шли вброд по руслу.

Обувь естественно не снималась, т.к. дно каменистое и неровное.

Навстречу пара французов, Антуан и Элиза. Они идут к перевалу Телеты пешком. посмотрел на их карту - такая же как и у нас "генштабовская" с масштабом 1:100000. Отдал им свою 1:50000, показал где можно ночевать, с какой стороны реки идти. Там было две тропы, старая и новая. По старой подниматься сложнее,она была от нас на противоположном берегу реки.

Едем дальше, тропинка превратилась в укатанную дорогу. На удивление хорошую, без камней, плавную. Это был первый участок нашего похода, где спуск не напрягал. Скорость набираем приличную.

По пути встретили еще несколько туристов, из Нидерландов, Польши, с ними общались по русски, Германии. Кто-то шел на перевал, кто-то просто ходил по этому ущелью. Вдоль дороги встречалось много юрт, ориентированных на туристов, с возможностью поесть и переночевать.

Доехали до "Семи быков", рядом с ними расположен курорт Джеты-Огуз.

Решаем остановиться, т.к. дальше уже горы заканчиваются. Подниматься куда-то еще у нас времени больше не будет, так что мы после этого спуска будем держать курс на аэропорт.
Сам курортный комплекс "Джеты-Огуз" известен своими радоновыми ваннами и тем, что там восстанавливали силы советские космонавты после полета. В частности Юрий Гагарин. Ощущение такое, что после Гагарина там и не было ремонта. Все было очень обшарпанное, штукатурка отваливается, сантехника держится на каких-то веревочках. Свет там дают с 15 часов до 9. Лампочка одна на две-три комнаты.
Пожить там стоило нам 460 сом с человека за сутки (около 300 руб). Номер состоял из двух комнат с раковиной и четырьмя кроватями. Душ и туалет - были отдельно, в этом же домике, но т.к. отдыхающих на курорте было очень немного, то очереди туда не было.
Пообедать в этом санатории не получилось, там все надо заказывать заранее и готовят точное количество порций. Мы все таки были голодные, с утра ничего не ели. Поэтому пошли искать кафе. На всю деревню было одно кафе - и то не работало. В пятистах метрах от санатория вниз по дороге стояли гостевые юрты. Там тоже не хотели нас кормить, т.к. у всех уже заканчивался сезон, туристов не было и юрты готовились съезжать на зимовку в свою деревню. Все-таки договорились, что придем вечером поесть.
На обратном пути в санатория купили в местном магазине тушенки, Тан, сыр - поели в номере.  Света не было, поэтому чай сделать не получилось.
Раз уж мы здесь отдыхаем, записались на радоновые ванны. При их приеме действуют строгие ограничения: не более 10 минут, ниже уровня сердца не погружаться, не вытираться, не есть сразу после них. Нас распределили по отсекам, в каждом из отсеков здоровая ванна. Между собой они разделены перегородками, но не наглухо, можно общаться. Вода теплая, пахнет как минералка, никаких особых ощущений нет. Ждали наступления ночи, может начнем светиться. По стенкам в помещении ванн ползали сотни божьих коровок. Причем они были не обычные как мы привыкли, красные с черными точками, а наоборот - черные с красными или желтыми точками. Сидят кучками в районе потолка и вдоль окна. что их здесь так привлекает? Влажность или радоновые испарения?
После ванн, разморенные пошли пить чай к себе в номер. Было уже больше трех дня и должны дать электричество. По дороге купили банку варенья, выпили по 6-8 чашек чая.

Часов в 8 пошли ужинать. Хозяева юрты сами тоже ужинали, нам накрыли быстро в отдельной юрте. Правда расчета пришлось ждать целый час, никто не приходил, все были заняты своими делами. Женщины суетились по хозяйству, мужчины беседовали за столом.
Обратно шли уже в одиннадцатом часу.